142062 МАДОУ д/с № 26 «Лучик», город Домодедово, м-он Барыбино
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «В гости к бабушке Варваре»
24 марта [вс]
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «В гости к бабушке Варваре»Елена Бирюкова
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №19 «Цветик-Семицветик» Московская обл., г. Домодедово, мкр. Барыбино Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: «В гости к бабушке Варваре». Провела: воспитатель Бирюкова Елена Владимировна Декабрь 2015 г. г. Домодедово Цели: Расширять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птиц. Задачи: • развивать связную речь детей; • уточнить и расширить представления детей о птицах: об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении их к среде обитания; • стимулировать познавательную активность детей, их инициативу, самостоятельность, мышление в познавательной и продуктивной деятельности; • развивать мелкую моторику рук (при изготовлении «печенья» для птиц, пальчиковой игры); • воспитывать любовь и бережное отношение к природе: интерес и заботливое отношение к птицам. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Оборудование: - русская изба (печка, домашняя утварь); - аудиозапись «Птичьи голоса»; - кормушка, силуэты птиц, деревья, снопы; - вода, желатин, кормовая смесь для птиц, формочки для печенья, ложки, влажные салфетки, тарелки; - разрезные картинки. Предварительная работа: Наблюдения за птицами в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц; беседы о птицах, кормах для них; заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время; рисование и выполнение аппликации по теме «Птицы»; чтение художественной литературы; экскурсии в поле, лес. Ход непосредственно образовательной деятельности:Дети идут в гости к бабушке Варваре. У печки сидит бабушка и перебирает крупы. Дети заходят в зал и со всеми здороваются. Бабушка: Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие, заходите, заходите! Присаживайтесь. Я так вас ждала, так ждала… Долго вас не было у меня. У меня-то беда…. Моя избушка стоит в лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как стукнули холода, и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел, застрекочет сорока, закаркает ворона и – тишина. Вот, беда-то какая, птицы перестали звонко петь (плачет). Помогите мне, ребята, разобраться, почему это случилось? Куда делись птицы? Дети: Перелетные птицы улетели, поэтому не слышно звонкого пения. Бабушка: Какие такие перелетные? Дети: Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края. Бабушка: Каких перелетных птиц вы знаете? Дети: К перелетным птицам относятся дикие гуси, утки, лебеди, журавли, ласточки. Дети: Так же к перелетным птицам относятся стрижи, грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки. Бабушка: А почему они улетают, замерзнуть боятся что ли? Дети: Перелетные птицы не приспособлены к зиме. Им нечего есть. Бабушка: Ой, сказали бы вы мне раньше, разве ж я бы их не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов. Дети: Птицы питаются насекомыми и их личинками. Зимой одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Бабушка: А, теперь я поняла. Птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. Как вы думаете, что птицам помогает в полете? Дети: Крылья. Бабушка: Мы сейчас убедимся, правильно ли вы думаете? Опыт. Под стульчиками лежат листы бумаги. Возьмите по одному и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустим шарик из рук. Что произошло? (он камнем упал вниз). Возьмите другой лист двумя руками и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опускался и летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе. Некомканый лист – широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Крылья сложены, они сидят или ходят). А в воздухе? (Расправлены, поэтому они летят). Бабушка: Все птицы улетают в тёплые края или какие-то остаются? Дети: Остаются зимующие птицы. Бабушка: Ну-ка, ну-ка, расскажите-ка мне о зимующих птицах. Дети называют и рассказывают о зимующих птицах (картинки расположены на дереве). Дети. Дятел – у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых их глубоких щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек. Сорока – клюет ягоды и семена растений. Сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи. Синички - отыскивают насекомых в щелях, под корой деревьев, едят семена растений, крошки хлеба, очень любят полакомиться салом. Предусмотрительные синички-гаички летом прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жуков, паучков, мошек. Бабушка: Каких еще зимующих птиц вы знаете? Дети: К зимующим относятся так же голубь, ворона, чиж, поползень, сова снегирь. Бабушка: Ребята, а что мне нужно сделать, чтобы лесные птицы чаще прилетали ко мне? Дети: Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц. Бабушка: Сейчас я вам раздам птиц (раздаёт силуэты птиц, а вы внимательно посмотрите, и запомните их. Дети становятся полукругом около бабушки. Бабушка: Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. Та птица, которая услышит «о себе», прилетает на кормушку. Дети прикрепляют птицу на кормушку. Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краев Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетели пять сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Бабушка: Какие птицы прилетели на кормушку, перечислите. Дети: Синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки. Бабушка: Сколько прилетело синиц (голубей, сорок? Бабушка: А чем же кормить мне птиц, я не знаю? Дети: Крошками хлеба, семечками, семенами растений, а для синички вывесить кусочек сала, только не соленого. Бабушка: Ой, а помните мы с вами летом ходили на экскурсию в лес и поле, там набрали семена растений. У меня же целые букеты корма, там и зернышки, и семена, и ягоды. Я буду ими зимой птичек кормить. Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы». Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать «летающих» птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть. Только нужно быть очень внимательными и делать это быстро. После игры дети рассаживаются на свои места. Бабушка: Молодцы! А по голосу вы узнаете птиц? Проводится игра «Узнай по голосу». (Аудиозаписи голосов птиц, дети по голосу определяют птицу). Голоса птиц вы хорошо различаете, а теперь поиграем в игру: «Собери птицу» (Дети собираю разрезные картинки наперегонки и называют птиц, изображённых на картинке) Бабушка: Длинными, осенними вечерами, когда все уже убрано на огороде и в поле, собирались женщины в какой-нибудь избе пекли пироги и занимались рукоделием – кто вязал, кто шил да штопал, кто прял. И мы с вами давайте приготовим угощение птицам – «печенье» и положим их в кормушки на участке детского сада. Посмотрите, какое «печенье» я приготовила (показывает заранее изготовленную подкормку для птиц). Перед тем, как мы приступим к работе, давайте разомнем свои пальчики. Пальчиковая гимнастика Птенчик в гнездышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. Мама с папой закружили, Угощение тащили… Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить. (Одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). После гимнастики дети берут свои стульчики и проходят на свои места, садятся за столы. Бабушка: Для приготовления «печенья» для птиц у каждого из вас лежат формочки для печенья, вы должны наполнить их «смесью», скажите, из чего она состоит? Дети: Мы видим там (семена подсолнечника, просо, овса, пшеницы, гороха, пшена) Мы уже подкармливали птиц зернышками, а сегодня мы приготовим красивое угощение для них в виде печенья, я думаю, им очень понравится! (Дети выполняют задание, звучит музыка (запись, бабушка помогает детям.) Бабушка: Молодцы! Давайте поставим формочки на поднос и оставим угощение застывать Дети выходят из-за столов и подходят к бабушке. Бабушка: Какая красота у вас получилась, лакомство для птиц готово, я думаю, что пернатые будут очень рады. Бабушка: Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали? Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах. Бабушка: Какие птицы запомнились вам? Дети: Синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки, дятел. Бабушка: Как мы будем помогать птицам зимой? Дети: Повесим кормушки, будем подкармливать. Бабушка: Чем мы их будем подкармливать? Дети: Крошками хлеба, семечками, семенами растений, салом. Бабушка: Что вам понравилось сегодня на занятии? Дети: Приготовление угощения для птиц. Пальчиковая гимнастика. Бабушка: Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Приходите, будете помогать подкармливать птиц.Давайте наши печенья отнесём в группу, на прогулке разложим угощение для птиц в кормушки. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.